Полина Денисовна Осипенко

30-е годы XX века – время бурного развития авиации во всем мире. Советский Союз был в числе наиболее развитых авиационных стран. Здесь авиацией интересовались не только мужчины, но и женщины.
В 1929 году 22-летний районный инструктор по организации птицеводческих ферм Полтавской области Полина Осипенко впервые увидела самолеты, приземлившиеся на колхозном поле. Она оставила своих кур и уток и поступила работать в столовую военной авиашколы в Севастополе, а вскоре стала курсантом школы, которую успешно закончила в 1932 году. Через год она уже была командиром авиазвена. К середине 30-х годов, оставаясь в авиации, Полина Осипенко стала сотрудником особого отдела НКВД.
В те годы летчики старались летать выше, быстрее и дальше. По этим показателям устанавливались национальные и международные рекорды. Полина Осипенко участвовала в установлении пяти международных рекордов для женщин-летчиц, самый известный из них – беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в район Комсомольска-на- Амуре. 24 сентября 1938 года в 8.12 со Щелковского аэродрома вблизи Москвы стартовал самолет «Родина» конструкции П.О. Сухого. Командиром была летчица В.С. Гризодубова, вторым пилотом П.Д. Осипенко, штурманом М.М. Раскова. За 26 часов 29 минут полета самолет преодолел 6450 км. Конец полета получился драматическим. Утром 25 сентября в тумане сбились с курса, топлива осталось совсем мало, и самолет посадили в таежное болото вдали от населенных пунктов. Связь прервалась, самолет и летчицы исчезли. Их искали с земли и воздуха и нашли только утром 4 октября. Место было глухое. Летчиц пешком вывели через болота и тайгу к реке, на резиновых лодках сплавили до судоходной реки Амгунь, по ней на катере вывезли К Амуру и доставили в Комсомольск, а оттуда – в Хабаровск. 19 октября летчицы выехали поездом в Москву. С ними ехала большая группа наземных и воздушных спасателей, обнаруживших самолет и доставивших летчиц в Комсомольск.
На больших и малых станциях устраивались митинги, произносились речи. М. Раскова в одной из речей сказала: «Мы летели для побития мирового рекорда на дальность. Этот рекорд в течение трех лет принадлежал американской летчице Амелии Эрхард. Эта летчица во время своего кругосветного полета утонула в океане. Ее не спасли, потому что она была одинока, ее окружал мир озверелого капитализма… Мы этот рекорд перекрыли почти на 2 тысячи километров. Когда мы сели в тайге в болото, мы ни на минуту не сомневались в том, что помощь к нам придет обязательно…».
25 октября 1938 года в 20.06 по местному времени поезд «Экспресс» прибыл в Тюмень. Газета «Красное Знамя» писала, что на перроне «собрались несколько тысяч трудящихся города для встречи героического экипажа. Из вагона, в котором ехали летчицы, вышла Полина Осипенко». Произносились речи: от тюменцев говорили стахановец-значкист тов. Маркеев и летчик полярной авиации тов. Еременко. В ответной речи П. Осипенко среди прочего сказала: «пусть враги знают, на что способны советские женщины. Сила советского народа огромна…», произнесла здравицу в честь лучшего друга советских летчиков товарища Сталина.
2 ноября на грандиозном приеме в Кремле всем трем летчицам было объявлено о присвоении звания Героя Советского Союза. Были награждены спасатели летчиц и конструктор самолета.
В мае 1939 года Полина Осипенко выполняла тренировочный полет на самолете–спарке УТ–4 с известным летчиком Анатолием Серовым. При выполнении фигуры высшего пилотажа они разбились.
П. Осипенко похоронена на Красной площади у Кремлевской стены. Ее именем были названо селение на реке Амгунь, колхозы, совхозы по всей стране, улицы во многих городах. И еще именем Полины Осипенко назван сорт роз с белыми цветами желтого оттенка.
Именем Марины Расковой (1912-1943), штурмана, названа улица в поселке Мыс в конце 1950-х годов. Летчица написала книгу в 1939 году – «Записки штурмана». В Великую Отечественную войну она командовала полком легких ночных бомбардировщиков. Погибла в бою вблизи Сталинграда.